Наследие, Новости, Публикации

Думающие люди. Памяти Николая Клюшкина.

10 ноября 2017 года в газете “Саратовские Вести” вышла замечательная статья Олега Чернова, посвящённая безвременно ушедшему от нас мэтру саратовской авторской песни Николаю Михайловичу Клюшкину.

Недавно я увидел афишу, а потом  прочитал и в интернете, что в Радищевском музее  состоится концерт исполнителя авторских песен Николая Клюшкина. Я много раз слышал выступления Николая на самых разных площадках,  но вопрос «идти-не идти»  даже не стоял – конечно идти! Я не надеялся услышать что-то новое, так как концерт назывался  «Времена великих бардов»,     думал,  что этот песенный пласт я знаю если не досконально, то очень хорошо. Оказывается, заблуждался. Например,  знал Михаила Анчарова только как писателя, автора «Самшитового леса», а ведь он  можно сказать предтеча бардовского жанра  ещё с конца 50-х годов! И таких открытий для меня во время концерта Николай сделал очень много. Ну, просто просветительная лекция для заблуждающихся «знатоков»!

Я люблю выступления Клюшкина за его неповторимый тембр голоса, за разнообразие, за профессиональное владение гитарой, за ненавязчивые, толковые комментарии,  а главное  за его  понимание песни. Да что там песня! Чувствуется что ему понятно и близко каждое слово, каждая нота.  Программа «Времена великих бардов» посвящена «золотому веку» советской бардовской песни – 1960–1970-м годам, когда параллельно с официальными гимнами и бравурными «маршами энтузиастов» по всей стране зазвучали лирические мелодии, подкупавшие простотой и искренностью своих интонаций».

И  удивительным образом, что называется «в кон», это иллюстрировали картины  развёрнутой в музее  выставки    «О героях былых времён…».   Раньше я бы и не подумал такой вернисаж каким-то образом  сопрягать с песнями бардов, но вот сегодня,  это не казалось  противоестественным. С картин смотрели рыбаки, сталевары, хлеборобы, геологи и очкастые физики. И тут оказывается, что песни «великих бардов» это не о туристах у костра (хотя конечно и о них тоже) но о непритязательной жизни вот этих рабочих, колхозников и интеллигентской «прослойки». И что залы Радищевского музея очень даже подходящее  место  для умного разговора, в  котором с подачи Клюшкина участвовали Булат  Окуджава,  Юрий Визбор, Владимир Высоцкий,  Александр Галич, Юрий Кукин, Сергей Никитин и многие другие «шестидесятники».

«Песни пишутся для себя. Но и для людей. Для думающих людей. Но я и как автор песен, и как профессионал-исполнитель могу оказаться в любой аудитории. Подготовленной, ждущей от меня новых песен, и той, что слышит такие песни в первый раз. Я знаю, видел – после этого в душах остается след. И я считаю своей обязанностью, для кого бы я ни пел, — в отпущенные мне два часа заставить зрителей поверить, что все они – умные, хорошие, интересные люди или могут такими быть, и говорить с ними о важном в нашей общей жизни».  Так написал Евгений Клячкин в одной из последних своих статей,  обращённых к думающим людям.  О том же во время концерта говорил Николай Клюшкин.  Другими словами,  с другой высоты времени, но тоже о нашей обычной жизни, в которой есть место и  свету и мраку. И даже в тысячный  раз услышанная  песня Юрия Кукина «А я еду за туманом»,   для меня прозвучала  как-то по новому. А вернее по старому, как в далёком 65 году, когда школа осталась  позади,  и  уже можно было на самом настоящем поезде  «ехать за мечтами и за запахом тайги». Правда,  в моём случае это были горы Таджикистана, но «такой уж я законченный чудак».

Олег Чернов

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *