10 ноября 2017 года в газете «Саратовские Вести» вышла замечательная статья Олега Чернова, посвящённая безвременно ушедшему от нас мэтру саратовской авторской песни Николаю Михайловичу Клюшкину.
Недавно я увидел афишу, а потом прочитал и в интернете, что в Радищевском музее состоится концерт исполнителя авторских песен Николая Клюшкина. Я много раз слышал выступления Николая на самых разных площадках, но вопрос «идти-не идти» даже не стоял – конечно идти! Я не надеялся услышать что-то новое, так как концерт назывался «Времена великих бардов», думал, что этот песенный пласт я знаю если не досконально, то очень хорошо. Оказывается, заблуждался. Например, знал Михаила Анчарова только как писателя, автора «Самшитового леса», а ведь он можно сказать предтеча бардовского жанра ещё с конца 50-х годов! И таких открытий для меня во время концерта Николай сделал очень много. Ну, просто просветительная лекция для заблуждающихся «знатоков»!
Я люблю выступления Клюшкина за его неповторимый тембр голоса, за разнообразие, за профессиональное владение гитарой, за ненавязчивые, толковые комментарии, а главное за его понимание песни. Да что там песня! Чувствуется что ему понятно и близко каждое слово, каждая нота. Программа «Времена великих бардов» посвящена «золотому веку» советской бардовской песни – 1960–1970-м годам, когда параллельно с официальными гимнами и бравурными «маршами энтузиастов» по всей стране зазвучали лирические мелодии, подкупавшие простотой и искренностью своих интонаций».
И удивительным образом, что называется «в кон», это иллюстрировали картины развёрнутой в музее выставки «О героях былых времён…». Раньше я бы и не подумал такой вернисаж каким-то образом сопрягать с песнями бардов, но вот сегодня, это не казалось противоестественным. С картин смотрели рыбаки, сталевары, хлеборобы, геологи и очкастые физики. И тут оказывается, что песни «великих бардов» это не о туристах у костра (хотя конечно и о них тоже) но о непритязательной жизни вот этих рабочих, колхозников и интеллигентской «прослойки». И что залы Радищевского музея очень даже подходящее место для умного разговора, в котором с подачи Клюшкина участвовали Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юрий Кукин, Сергей Никитин и многие другие «шестидесятники».
«Песни пишутся для себя. Но и для людей. Для думающих людей. Но я и как автор песен, и как профессионал-исполнитель могу оказаться в любой аудитории. Подготовленной, ждущей от меня новых песен, и той, что слышит такие песни в первый раз. Я знаю, видел — после этого в душах остается след. И я считаю своей обязанностью, для кого бы я ни пел, — в отпущенные мне два часа заставить зрителей поверить, что все они — умные, хорошие, интересные люди или могут такими быть, и говорить с ними о важном в нашей общей жизни». Так написал Евгений Клячкин в одной из последних своих статей, обращённых к думающим людям. О том же во время концерта говорил Николай Клюшкин. Другими словами, с другой высоты времени, но тоже о нашей обычной жизни, в которой есть место и свету и мраку. И даже в тысячный раз услышанная песня Юрия Кукина «А я еду за туманом», для меня прозвучала как-то по новому. А вернее по старому, как в далёком 65 году, когда школа осталась позади, и уже можно было на самом настоящем поезде «ехать за мечтами и за запахом тайги». Правда, в моём случае это были горы Таджикистана, но «такой уж я законченный чудак».
Олег Чернов